Март 31

Торговля с колес

Гандаль з колаў

Вопросы торгового обслуживания, в частности, автомагазинами райпо, поднимаются на аппаратных совещаниях у председателя райисполкома с незавидной регулярностью. Что на самом деле вызывает недовольство сельчан, а что их упаўне устраивает, выяснял корреспондент “ЛВ”.

Четверг, 27 октября. Редакционная машина спешит в деревню Гасцілавічы, чтобы успеть как раз до приезда сюда автолавки райпо. Согласно расписания, что имеется в отделе экономики райисполкома, автомагазин должен прибыть сюда в 14.40. На часах 14.30, а белый фургон на колесах уже выехал из Гасцілавічаў в Вадзяціна, где по расписанию должен быть с 15.50 до 16.50.

Громким автомобильным сигналом водитель Дмитрий Ярошка оповещает местное население о приезде автолавки. В Вадзяціне она бывает дважды в неделю – по понедельникам и четвергам. В деревне, где магазин не работает уже лет 15, автолавка не только главный поставщик продуктов питания, но и своеобразное сувязное звено с ”большим миром”, один из атрибутов цивилизации, реальная помощь и поддержка. Без преувеличения, в маленьких населенных пунктах, где жителей можно, в буквальном смысле, пересчитать по пальцам, водителей и продавцов встречают, как долгожданных гостей, близких родственников, делятся с ними своими радостями и бедами. Но, безусловно, главное предназначение магазин на колесах – торговля.

Официально в Вадзяціне предусмотрены 2 остановки автолавки, но на деле их – 4. Один напротив дома, где живет 96-летняя Надежда Дрозд. Автомобиль с продуктами стал останавливаться здесь после того, как женщина попросила помощи в райисполкоме: по возрасту и состоянию здоровья сама не может пройти и десятка метров, не говоря про сотню до центра деревни.

Первый покупатель – сын Надежды Михайловны, который приезжает из Барановичей помогать матери.

– Нам в автолавке всего хватает. Чего не привезли на этот раз, можно заказать на следующий, – рассказывает мужчина.

Падыхо-дзяць еще две сельчанки. Пока шел торг, послушали немало комплиментов и в адрес водителя, и насчет товара, который реализуется в автолавке. Но не все отзывы оказались приятными.

– Летом был случай, когда привезли сыры хлеб из Ляховичского кааппрама. Разломали буханку, а оттуда потекла вода. Сразу и отдали обратно продавцу. Правда, больше такого у нас не продавали, – присоединяется к разговору Янина Скарадзіла и добавляет, что обычно автолавка приезжает вовремя. – Хотя случалось, что ждали ее аж до 18 часов, видимо, машина сломалась. А в остальном нас все устраивает.

Ранее на этом маршруте водитель продавал товары сам, теперь работает в паре с продавцом. Светлана Тарлюк в аўталавачным торговле новичок – на должности всего второй месяц. Но, по отзывам покупателей, внимательная, старается выполнять все заявки. По ее словам, сельчане покупают в основном хлеб, молоко,творог, колбасные изделия, печенье, сахар, мужчины – сигареты. Заказывают комбикорм для скота и птицы, к праздникам – свинину.

– Прежде чем выехать по деревням, пополнили ассортимент товарами из состава. Делаем так ежедневно. Стараемся, чтобы продукция была свежая, – говорит продавец.

А тем временем помощник врача-гигиениста райЦГіЭ Татьяна Полуян обращает внимание на санитарное сторону продажи. Без нарушений, к сожалению, не обошлось. Так, сосиски хранились не в холодильнике, на разрезанных колбасам не указана время вскрытия оболочки (согласно санитарных норм, разрезанную каўбасную продукцию необходимо реализовать в течение 12 часов), в холодильнике отсутствует термометр, а вот коррозия присутствует. Водитель оправдывается, мол автолавка свое ад’ездзіла, часто портится, надо менять машину.

На остановочном пункте автолавки собрались пятеро здешних жителей и дачница. Пришли за покупками и наперебой начали говорить:

– Мы почти все пожилого возраста, десять человек в деревне осталось, летом больше – дети, внуки, правнуки приезжают, дачники здесь. Конечно, нам без магазина, хотя и привозного, нельзя…

– Но хотелось бы большего ассортимента…

– Продавец и водитель мясное, молочное, сладкое привозят. Все объяснят, подскажут. 83-летняя Ирина Гладкая обращает внимание на следующее:

– Раньше к нам несколько раз в месяц приезжала и автолавка с промышленными товарами. Можно было купить моющие средства, белье, полотенца, кое-что из одежды. А теперь оставили нас без этого, а в город в нашем возрасте не наездишься…

Хочется надеяться, что руководство райпо эту просьбу услышит. Помимо вышеупомянутых деревень, на маршруте автолавки по понедельникам и четвергам – Завінне, Волька, Гукова, Подъязовле и Петуховщина. По словам продавца, ежедневная выручка на участке сравнительно неплохая, составляет около 800 рублей.

Всего по Ляховичском районе колесят 6 автолавок плюс одна, которая специализируется на промышленных товарах. Обслуживают они около 9 тысяч жителей в 93 населенных пунктах. Стоимость на товары не отличается от цен в стационарных магазинах райспажыўкааперацыі. Зато – с доставкой. На работу автомагазинов немало положительных отзывов, хотя хватает и жалоб.

Исполняющая обязанности председателя Конькаўскага сельисполкома Анастасия Рабцевич отмечает, что на территории сельсовета, по отзывам сельчан, нареканий на работу райпоўскіх магазинов на колесах нет: приезжают по графику. Товар качественный, не было вопросов и к срокам годности продуктов. Своевременно выполняются заказы на приобретение бытовой техники.

А вот недавно проведенный специалистами отдела экономики райисполкома мониторинг выявил серьезные недостатки в работе автомагазину, который ездит по деревням Падбарочча, Залужье, Нівішча, Мазурки, Ганцевичи, Меляхі, Цыгань: от нарушения графике и правил хранения продовольственных товаров к некачественной продукции.

Не оставляет без контроля работу автолавок санитарная служба. Как сообщил редакции главный государственный санитарный врач района Виталий Тихонов, магазины на колесах проверяются во время плановых проверок, кроме того, проводятся мониторинги. Среди нарушений, с которыми чаще всего встречаются специалисты райЦГіЭ, – несоблюдение товарного соседства, несоблюдение гигиенических требований к содержанию автофургонов и другое. Помощник врача-гигиениста райЦГіЭ Юрий Лімант рассказал, что одна из проверок задело вместе с магазином райпо в Галаўнінцах и прыехаўшую в эту деревню аўталаўку. По результатам проверки водитель-продавец привлечен к административной ответственности – штрафу в размере 5 базовых величин за нарушение требований санитарных норм и правил. Претензии санслужбы вызвало то, что некоторые продукты питания перевозились не в специальных подставках или лотках, а на полу машины; не поддерживались надлежащие температурные режимы при хранении и реализации замороженных куриных полуфабрикатов; рядом находились сырая и готовая мясная продукция; жир продавался без документов, подтверждающих его качество.

Вот такие разные эпизоды очень востребованного, хотя, возможно, и не самого прибыльного аўталавачнага обслуживания. Точно можно сказать одно: очень многое зависит, в первую очередь, от самих работников райпо, их ответственности и добросовестности. Ну и, конечно, от принципиальности, заинтересованности в решении вопросов сельисполкомов, санитарной службы. Торговое обслуживание сельчан – дело не второстепенная. По маршрутам магазинов на колесах живут люди – не чужие, наши земляки.

Галина КАНЬКО.

Гандаль з колаў

Гандаль з колаў



Copyright 2017. Все права защищены.

Опубликовано 31.03.2017 admin в категории "Экономика по миру