Март 31

Бытовка в нокауте

Бытоўка ў накаўце

Средства массовой информации, интернет, рекламные стенды переполнен предложениями различных услуг, в том числе бытовых. Сегодня вызов на дом мастера, например, по ремонту бытовой техники или изготовления мебели, перестал быть новинкой. Правда, в основном в наш район такие специалисты приезжают из других городов – Барановичей, Клецка, Ивацевичей, даже Бреста и Минска. Стрижку, маникюр и педикюр многие ляхавічане делают дома у индивидуальных предпринимателей или незарегистрированных мастеров, а не в парикмахерских. В райцентре, кстати, их три: камунгасаўская, что по улице Ленина, 35 (ее филиал еще работает в райбольнице) и две частные.

Местные коммунальщики, на чей баланс в 2013 году был передан комбинат бытового обслуживания, вообще не радуют разнообразием услуг. Такая ситуация не на пользу населения, и она чрезвычайно беспокоит районную власть. Что изменилось в последнее время в бытовом обслуживании ляхавічан? За ответом “ЛВ” отправился в Дом быта. Увиденное прокомментировали заместитель председателя райисполкома Татьяна Коцуба и директор КУМВП ЖКХ “Ляховичское ЖКХ” Александр Мядзвецкі.

В ожидании красоты

В начале прошлого года директор коммунхоза Александр Мядзвецкі поделился с районки перспективами: парикмахерская переедет со второго этажа Дома быта на первый в гораздо более комфортные условия, откроются манікюрны, педыкюрны кабинеты, появятся и другие “красивые” услуги. До сегодня на первом этаже продолжается ремонт. Парикмахерская пока остается на старом месте.

Но дело совсем не в этаже и не в месте. Чтобы клиент с удовольствием обращался сюда за услугами, нужно создать соответствующие условия. Любому посетителю придется по душе, если с первых минут он будет охвачен вниманием. Важно все: сколько времени идет на ожидание своего приема к мастеру, что предлагается во время ожидания, насколько уютная обстановка, какой инструмент используется и, конечно, профессионализм работников. Что имеем? Окна не заменены, ремонт только косметический и не первой свежести, оборудование старое. Маникюр делают в той же комнате, что и стрижки, прически… мужчинам и женщинам. “Педикюр” закрыли.

В один из последних дней ноября в начале 18 часа в парикмахерской (работает до 18 часов) сидела очередь из трех женщин, мастер обслуживал четвертую. Объяснили, что еще один парикмахер будет работать на следующий день.

Единственное явное положительное изменение: потеплело. И клиенту не приходится сидеть в холоде с мокрой головой, а мастеру делать прическу замерзшими руками.

Александр Мядзвецкі заверил, что основная часть работ по реконструкции помещения площадью 100 квадратных метров на первом этаже завершена, остались небольшие косметические штрихи. Возможно, скоро парикмахерская пригласит на новоселье.

Заместитель председателя райисполкома Татьяна Кацуба рассказала, что коммунхоз может часть отремонтированных площадей сдавать индивидуальным предпринимателям, которые станут оказывать бытовые услуги. И клиентам удобно, и ИП, и камунгасу какой-никакой доход. Правда, пришлось выслушать и другое мнение. Мастер участка бытового обслуживания Сергей Воробьев упомянул, что обращались несколько индивидуальных предпринимателей с просьбой предоставления рабочих мест. Но услышав, что необходимо будет выезжать для оказания услуг в сельские КПП, отказались. “В отремонтированном помещении будут работать только свои, камунгасаўскія мастера”, – отметил Сергей Воробьев.

С запахом нафталина

Когда-то, чтобы сшить платье или костюм в ляховичском ателье, необходимо было записываться в очередь. Правда, те времена давно стали историей. Сейчас заказы выполняют всего 4 специалиста.

– В основном берем на ремонт одежда: заменить молнию, подложить или перашыць что-то. Принимаем заказы и на пошив, преимущественно юбок, платьев. К сожалению, нет бригады, которая бы занималась изготовлением верхней одежды. В последнее время стали чаще шить у нас постельное белье, выходит дешевле, чем в магазине или на рынке: 1,5-спальный комплект из нашей ткани чуть более 30 рублей, – рассказывает закройщицы Ольга Романович, принимая заказ в одной из клиенток. Ляхавічанка Оксана не первый раз пользуется услугами швейного цеха и отмечает: ”Шьют здесь хорошо и аккуратно, посоветуют, какой фасон лучше подобрать”.

Что касается выбора ткани, то его, по большому счету, и нет: предлагаются всего несколько видов. Про условия – отдельно: словно не было последних 30 лет, только ширма в примерочной из новой ткани.

В этом году за 9 месяцев швеи выполнили работ на 8600 рублей, а расходы на содержание цеха составили… 32300 рублей, из которых 11000 – на заработную плату швей, остальное – на здание, отопление, электроэнергию, зарплату администрации и др.

Параллельно с основными обязанностями закройщик в ответе и за прокат, а также берет заказы по химчистке. В прокате – тарелки и стаканы одного-двух видов, вилки, ложки, холодильник, телевизор, пианино. Который ассортимент – такой и спрос. Наиболее востребован именно музыкальный инструмент. Есть один постоянный клиент, который переоформляет заказ ежемесячно: дочь учится играть, а купить пианино дорого, лучше заплатить за прокат.

Перспектив у этой услуги глава жилкоммунхоза не видит, по его мнению, людям удобнее поехать купить обновку на рынке. Вот только ипэшники, которые открывают точки по пошиву и ремонту одежды, в том числе в нашем райцентре, могут с таким мнением поспорить…

Последние дни мастерской

На полках обувной мастерской, где обычно лежали горы отремонтированных сапог, туфель, ботинок, почти что пусто.

– Заказов стало значительно меньше. В городе с нашей – 5 обувных мастерских. Хотя цены у нас самые низкие, – объясняет состояние дел приемщица. Она же на четверть ставки работает мастером-абутніком, помогает основному работнику. Заказы здесь приобрели сезонный характер: наиболее приходится на осень-зиму. К коммунальным мастеров поступает обувь на ремонт и из сельских комплексных приемных пунктов, всего с городскими до 20 заказов в день.

Факт остается фактом: в конкурентной борьбе КБО проиграла частникам. Можно, конечно, ссылаться на устаревшее морально и физически оборудование. Но ведь частично на нем работает и ИП, который арендует здешнее помещение, и количество его заказов не уменьшается. А когда-то самое прибыльное подразделение бытовки сегодня работает в минус. По мнению руководства коммунхоза, его лучше …закрыть, чем реабилитировать и дать новую жизнь.

– Закрывают нас. Работаем только до 12 декабря. Жаль. Я здесь более 10 лет, – с досадой отмечает приемщица.

В камунгасе подтвердили: с середины декабря мастеров по ремонту обуви в штате предприятия не будет, а помещение и оборудование полностью передадут арендатору-абутніку.

Убыточная чистота

– Когда стиральные машины-автоматы были новинкой, то можно еще было говорить о возможной самоокупаемость прачечной, сейчас буквально в каждом доме или квартире есть своя такая помощница, вот и работаем со значительными потерями. Хотя и пытались выйти из такого положения, за собственные средства приобрели часть нового оборудования – не помогло, – говорит о проблеме Александр Мядзвецкі.

Оно, конечно, так, но, помимо индивидуальных клиентов, есть предприятия и организации. Поэтому нужно, как говорится, покрутиться. Сегодня прачечная принимает белье от 14 учреждений, в основном нашего района: школы, детские сады, летом лагерь “Чайка”, больница, лесхоз, некоторые сельхозорганизации, Барановичский машиностроительный лицей. А вот ЛДАК решил возить белье в Барановичи. Тендер на стиральные услуги для близко расположенной воинской части выиграло предприятие из Березы. Экономический “минус” (более 25000 рублей за 9 месяцев) Сергей Воробьев связывает с ценой на услуги, мол, себестоимость стирки килограмма белья в нас –

1 рубль 60 копеек, а в Барановичах – 90 копеек. И объясняет определенными технологическими особенностями, которые от ляховичскому бытовки не зависеть. Наверное, в Березе и Барановичах совсем другие обстоятельства.

Под двумя звездами

То, что ляховичское гостиница с экзотическим названием “Эдельвейс” 2 года назад приобрела статус двухзоркавай, обрадовала земляков. Одновременно появилось постоянное требование соответствовать статусу, развивать потенциал, совершенствоваться. Бесспорно, сделано немало: капитальный ремонт с заменой сантехнического оборудования, новая

мебель, видеокамеры, повысилась квалификация персонала. Тем не менее, часмусьці многие гости-туристы, которые приезжают в Ляховичи, отдают предпочтение гостиницам соседнего города. Объяснение простое: больше устраивают условия и цена. Самое дешевое (одно место в блоке) в “Эдэльвейсе” стоит 25 рублей в сутки, самое дорогое (в двухпакаёвым номера) – 80 рублей. В чем еще бесспорно выигрывают другие звездочные и бяззоркавыя конкуренты – то в создании для своих посетителей возможности позавтракать, поужинать на месте. Как бы ни хвастались в камунгасе, что посетителям очень нравятся завтраки, принесенные по заказу из ресторана “Ласточка”, буфет здесь был бы очень кстати.

Как отмечает заместитель председателя райисполкома Татьяна Коцуба, комфортная гостиница района необходимо. Но коллективу нужно принимать меры для того, чтобы она не пустовала. Очень дорого обошелся ремонт, а при коэффициенте заполнения 0,3 номеров выхода на самоокупаемость ждать-не прычакаць. Да и дополнительные услуги просятся. Районная власть подсказывала варианты вроде организации экскурсий, вызов такси по заявке клиента, продажи сувениров и др.

Неўтрыманыя позиции

И еще одна важная тема – траурная. Когда-то коммунхоз был бесспорным монополистом по оказанию ритуальных услуг в районе. Специализированный магазин по улице Чкалова в райцентре был чрезвычайно востребован и, соответственно, прибыльный. Наверное, руководство предприятия рассчитывало, что так будет всегда, поэтому не особо заботилась о расширении ассортимента, качество услуг.

Сегодня это сделали частники. Причем, не просто открыли магазины по продаже ритуальных принадлежностей с более разнообразным ассортиментом, но и оказывают полный комплекс таких услуг. Чего коммунхоз не смог сделать или не очень захотел.

Между прочим, если коммунальщики не приложат усилия, то аналогичная судьба может постигнуть и лазневае обслуживание. Уже сегодня вопросов к нему хватает. Директор Ляховичскому ЖКХ Александр Мядзвецкі озвучил, что главная забота подчиненного ему предприятия – оказание качественных коммунальных услуг, на них и сконцентрировано основное внимание.

Так, без воды, тепла, уборки дворовых территорий, улиц и переулков, вовремя вывезенного мусора жизнь не будет комфортным. Но ведь и бытовые услуги сегодня “родные” для коммунхоза и необходимы людям. И спрос на них всегда будет. Только вот выгоду от этого, скорее всего, получит не коммунхоз.

Галина КАНЬКО.



Copyright 2017. Все права защищены.

Опубликовано 31.03.2017 admin в категории "Спортивные события